Бизнес-план является одним из основных документов,
определяющих стратегию функционирования фирмы. Вместе с тем он базируется на
общей концепции развития фирмы; в нем более подробно разрабатывается
экономический и финансовый аспект стратегии, дается технико-экономическое
обоснование конкретных мероприятий. Реализация стратегии основывается на широких
инвестиционных программах, составленных как целая система взаимосвязанных
технических, организационных и экономических изменений на определенный период.
Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, дающей
достаточно точную экономическую оценку намеченным мероприятиям. Итак, в
стратегической работе фирмы прослеживается следующий порядок:
1-й
этап. Разработка концепция развития.
2-й
этап. Инвестиционная программа.
3-й
этап. Бизнес-план на среднесрочный период.
4-й
этап. Мероприятия по реализации бизнес-плана.
Особенность
бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по
постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей фирмы. Чтобы
бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми
ресурсами. Это в значительной мере определяет характер проектов, которые
изучаются при разработке бизнес-плана.
1.1.
Сущность
бизнес-плана.
В
рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во
всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования
фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и
задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный
бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она
функционирует, получать инвестиции и кредитные ресурсы, составлять
перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и
услуг и выбирать рациональные способы их реализации.
Бизнес-план
систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с
переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где
действует фирма, и в экономике в целом. Бизнес-план увязывает внутрифирменный и
макроэкономический анализ, проводимый специализированными научными
организациями. Его, как правило, составляет каждая фирма, хотя возможности
подготовки таких документов могут быть различны: мелкая фирма для разработки
бизнес-плана может привлекать специалистов консалтинговых организаций.
Бизнес-план
опирается на:
-
конкретный проект производства определенного товара (услуг) – создание нового
типа изделий или оказание новых услуг;
-
всесторонний анализ производственно – хозяйственной и коммерческой
деятельности, целью которого является выделение ее слабых и сильных сторон,
специфики и отличий от других аналогичных фирм;
-
изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных
механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.
1.2.
Функции бизнес-плана и цели его разработки.
|