Бизнес-планирование – относительно новое явление в экономике России, несмотря
на то, что многие понятия рыночной экономики уже вошли в деловую жизнь и
практику наших предприятий (организаций). Пока же в России значительно большее
распространение получает разработка технико-экономического обоснования (ТЭО)
или технико-экономических расчетов, а не бизнес-плана. Такая ситуация берёт
своё начало в административно-командной системе управления экономикой, когда не
было необходимости обдумывать и учитывать многие факторы, свойственные рыночной
системе отношений. Тем не менее, в последнее время происходит приспособление
формы и содержания ТЭО под реально существующие в обществе условия перехода к
рынку, что придаёт ТЭО всё больше характер бизнес-плана. Связано это с тем, что
назначение ТЭО и бизнес-плана одно и то же: дать возможность убедиться в том,
что разрабатываемый проект экономически целесообразен, т. е. принесёт эффект,
под которым не всегда подразумевается прибыть. ТЭО разрабатывается и для
проектов, которые убыточны. При разработке бизнес-плана такое возможно, если
речь идёт о части какого-либо проекта, без которого проект в целом не
осуществим: реализация данной части проекта принесёт убытки, хотя в целом
проект представляет собой выгодное дело.
Необходимость
составления бизнес-плана осознана на государственном уровне. Первым шагом в
этом направлении была разработка инвестиционных программ предприятиями,
находящимися в процессе приватизации: 15% уставного капитала этих предприятий
выставлялось на инвестиционный конкурс. Победитель инвестиционного конкурса
обязывался реализовать инвестиционную программу, разработанную предприятием.
Отдавая себе отчёт, что инвестиционные программы далеко не тот бизнес-план, о
котором говорится, тем не менее, составление этих программ заставило
руководителей предприятий задуматься о том, какие инвестиции и под какие
программы им необходимы для нормального функционирования предприятия, т. е. как
привлечь инвестиционный капитал.
В целях
развития инициативы частных инвесторов и более эффективного использования
частных инвестиций в РФ Президентом России издан Указ «О частных инвестициях в
РФ» от 17 сентября 1994 г.
№ 1928, согласно которому ежегодно будут выделяться государственные инвестиции
на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов, при условии
размещения этих средств на конкурсных началах. Согласно пункту 3 этого Указа
инвестиционный проект должен иметь бизнес-план, заключение государственной
экологической экспертизы, государственной вневедомственной или независимой
экспертизы.
Без
обоснованного бизнес-плана нельзя претендовать на получение финансовой и
кредитной поддержки в фондах поддержки малого и среднего предпринимательства,
на получение малыми предприятиями оборудования в лизинг, на получение кредитов,
займов в коммерческих банках и т. д.
В
методических рекомендациях по реформе предприятий (организаций) от 1 октября 1997 г. № 118 говорится, что
долгосрочная стратегия развития предприятия должна базироваться на
бизнес-плане, в котором, в частности, должны отражаться те виды деятельности,
которыми предприятие планирует заниматься в ближайшем будущем и в долгосрочной
перспективе. При этом рекомендуется учесть влияние внешних факторов, на которые
предприятие не может воздействовать (экономические факторы: инфляция, уровень
безработицы, покупательная способность потребителей, величина процентной ставки
за кредит и др.; политические, природные, научно-технические факторы и т. д.).
В Методических рекомендациях вносятся существенные предложения по усилению роли
бизнес-плана в деятельности реформируемых предприятий.
Таким
образом, значение бизнес-плана резко возрастает и предпринимателям, всем без
исключения, начиная от директоров крупных государственных предприятий и
акционерных обществ, заканчивая представителями малого бизнеса, необходимо
знать и уметь составлять бизнес-план.
Бизнес-планирование в России имеет свои особенности:
ü
меняющиеся экономические отношения ставят руководителей перед необходимостью
самим просчитывать свои будущие шаги и учиться вести борьбу с конкурентами;
ü
появляется новое поколение руководителей, которые не были
руководителями коммерческих организаций, и они плохо представляют весь круг
ожидающих их экономических проблем, особенно в рыночной экономике;
ü
российские предприниматели должны научиться обосновывать свои заявки,
доказывая инвесторам, что они могут просчитать все аспекты использования инвестиций
не хуже бизнесменов из других стран.
Бизнес-план –
краткое, точное доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса,
важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций,
позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их
достижения. В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по
форме, содержанию, структуре и т. д. (рис. 1).
|