Выбрав свое дело, необходимо
спланировать, как его организовывать. Этот план нужен всем: тем, у кого собираются просить деньги на реализацию
своего проекта, - банкирам и инвесторам; сотрудникам фирмы, желающим понять
свои перспективы и задачи; а главное - руководителям, чтобы тщательно
проанализировать идеи, проверить их разумность и реалистичность.
Без бизнес-плана вообще
нельзя браться за коммерческую деятельность, иначе возможность неудачи будет
слишком высока.
Бизнес-план - это документ,
который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует все
проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения
этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план в конечном счете
отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли
оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств и принесут прибыль?
Очень важно сделать это
именно на бумаге в соответствии с определенными требованиями и провести
специальные расчеты - это помогает увидеть будущие проблемы и понять,
преодолимы ли они и где надо заранее "подстелить соломку".
Личное участие руководителя
в составлении бизнес-плана настолько велико, что многие зарубежные банки и
инвестиционные фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделение
средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был
подготовлен консультантом со стороны, а руководитель лишь подписал. Включаясь в
работу лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя на
крепость и сам замысел, и себя.
Бизнес-планы составляют
обычно по следующим причинам:
1. Для внешнего
использования. Чтобы представить дело в наиболее выгодном свете людям извне, например,
инвесторам.
2. Для внутреннего
пользования. Здесь дело представляется со всеми сильными и слабыми сторонами.
Этот бизнес-план используется постоянно как инструмент управления.
Можно достигнуть
существенных преимуществ, если начать с бизнес-плана для внутреннего
использования. В процессе его написания рассматриваются многие вопросы,
которые, возможно, никогда не будут записаны во внешнем варианте бизнес-плана.
Однако инвесторы наверняка зададут подобные вопросы, чтобы
"почувствовать" серьезность проработки. Те, кто не подготовлен к этим
вопросам, окажутся в невыгодном положении.
Например, может выясниться,
что не был проработан вопрос о том, действительно ли нужен инвестор или лучше
сконцентрироваться на увеличении производительности. Попытка привлечь инвестора
может быть планом, основанным на восприятии его как Деда Мороза, а не хорошо
обдуманным стратегическим решением.
Когда, в конечном счете,
руководитель поймет, что фирма могла бы выжить и преуспеть и без того, чтобы
отдавать 30% доходов инвестору, то будет чувствовать себя обманутым и
эксплуатируемым, а инвестор не будет понимать, в чем проблема.
Все варианты и стратегия
развития должны быть проработаны заранее, при написании внутреннего
бизнес-плана. А если привлечение инвестора окажется оправданным, тогда и
инвестор, и фирма будут иметь твердую основу для сделки. Таким образом,
составление в первую очередь внутренне ориентированного бизнес-плана - в
интересах обеих сторон.
|