1.Виды учета.
В своей деятельности предприятия и организации пользуются различными видами учета:
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации.
Объектами, или составными частями предмета, являются имущество (хозяйственные средства, активы организации); капитал и обязательства организации (источники формирования ее имущества); хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников их формирования.
В теории бухгалтерского учета под хозяйственными средствами понимается совокупность средств (ресурсов), необходимых для осуществления хозяйственной деятельности и имеющих денежную оценку.
Согласно «Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России» (1997), имуществом признаются хозяйственные средства, контролируемые организацией, которые должны принести ей экономические выгоды в будущем, при этом под экономической выгодой понимается потенциальная возможность имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств или их эквивалентов в организацию.
Юридическое толкование термина «имущество» как объекта гражданских прав дано в Ст. 128 Гражданского кодекса.
Под термином «обязательства» в Законе понимаются капитал и кредиторская задолженность (задолженность перед юридическими и физическими лицами). Капитал, согласно Концепции, представляет собой остаток хозяйственных средств организации после вычета из них кредиторской задолженности.
По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации разделяют на две группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).
Внеоборотные активы включают в себя основные средства, оборудование к установке, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения и др.
Основными средствами в практике планирования и учета называют имущество со сроком полезного использования более одного года (средства труда). Их используют в различных сферах приложения общественного труда: материального производства, товарного обращения и непроизводственной. Основные средства участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную форму. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а постепенно, частями, по мере износа.
Нематериальные активы — это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: права пользования патентами, лицензиями, ноу-хау, программными продуктами, монопольные права и привилегии, организационные расходы, товарные знаки и др. Как и основные средства, нематериальные активы переносят свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно, частями, по мере амортизации (износа).
Доходные вложения в материальные ценности — это вложения организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование.
В состав капитальных вложений включают затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геолого-разведочные и буровые работы и др.).
К финансовым вложениям относят инвестиции организации в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, предоставленные другим организациям займы. Финансовые вложения на срок более 1 года считают долгосрочными, а на срок до 1 года — краткосрочными.
В состав внеоборотных активов включают долгосрочные финансовые вложения.
Оборотные активы (оборотный капитал) состоят из материальных оборотных средств, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и средств в расчетах.
Материальные оборотные средства – это сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, животные на выращивании и откорме, расходы будущих периодов, готовая продукция, предназначенная для реализации, т. е. находящаяся на складе или отгруженная покупателям.
Денежные средства образуются из остатков наличных денег в кассе организации, на расчетном счете и других счетах в банках.
Средства в расчетахвключают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей за купленную у данной организации продукцию, задолженности подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и пр. Оборотные активы отражаются во втором разделе актива баланса.
В зависимости от источников образования и целевого назначения имущество организаций разделяют на собственное (собственный капитал) и заемное (заемный капитал, созданный за счет обязательств).
Собственный капитал — это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами.
Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, фондов специального назначения, целевых финансирований и поступлений, накоплений нераспределенной прибыли. Собственный капитал отражен в первом разделе пассива баланса.
Целевое финансирование и поступление— это средства, полученные из бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения, от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.
Нераспределенная прибыль — это чистая прибыль, не распределенная между акционерами (учредителями), использованная на накопление имущества хозяйствующего субъекта.
Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года формируется исходя из прибыли или убытка за отчетный год от обычной деятельности с учетом влияния на результат последствий чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийных бедствий, пожара, аварии, национализации и т.п.) в случае их возникновения.
Как уже отмечалось, часть стоимости имущества организаций формируется за счет собственного капитала, другая — за счет обязательств организации перед другими организациями (физическими лицами, своими работниками (заемных средств)).
Обязательствами организаций являются краткосрочные и долгосрочные кредиты банка, кредиторская задолженность, займы и обязательства по распределению.
Краткосрочные ссуды организация получает на срок до 1 года под запасы товарно-материальных ценностей, расчетные документы в пути и другие нужды, а долгосрочные на срок от 1 года — на внедрение новой техники, организацию и расширение производства, механизацию производства и другие цели.
Под кредиторской понимают задолженность данной организации перед другими организациями, которые называются кредиторами. Кредиторов-, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками, а кредиторов, которым предприятие должно по нетоварным операциям, — прочими кредиторами.
Займы — это полученные от других организаций займы под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации. Займы, полученные на срок до 1 года, называют краткосрочными, а на срок более 1 года — долгосрочными.
Обязательства по распределению включают задолженности рабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования и налоговым органам по платежам в бюджет. Они появляются в связи с тем, что момент возникновения долга не совпадает со временем его уплаты. Обязательства по распределению по своему экономическому содержанию существенно отличаются от других привлеченных средств, так как образуются путем начисления, а не поступают со стороны.
Состав источников формирования имущества организации представлен на рис..
Сумма активов организации равняется сумме пассивов, так как они определяют один и тот же объект, а именно - хозяйственные средства организации, но в разной группировке.
Хозяйственные процессы. Основными хозяйственными процессами промышленной организации являются процессы снабжения, производства и реализации продукции. Эти процессы состоят из отдельных хозяйственных операций, содержанием которых являйся движение средств, смена одной формы средств другой. Например, при реализации готовой продукции средства предприятия меняют товарную форму на денежную.
У организации могут быть и другие хозяйственные операции одна (по ремонту основных средств, капитальному строительству и др.), однако основное содержание ее работы составляют процессы снабжения, производства и реализации продукции, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и являются объектами бухгалтерского учета.
К объектам бухгалтерского учета следует также отнести доходы и расходы организации.
Доходом признается увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение кредиторской задолженности, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственника.
Расходом соответственно признается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, кроме изменений, обусловленных изъятиями собственников.
Данные расходы составляют текущие расходы (на производство продукции (работ, услуг) и пр.) и их необходимо учитывать раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.
Путем сопоставления доходов и расходов организация выявляет финансовый результат своей хозяйственной деятельности.
В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации», все доходы (расходы) в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации подразделяются на доходы (расходы) от обычных видов деятельности и прочие доходы (расходы).
Доходы от обычных видов деятельности
|
Прочие доходы |
Выручка от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг
|
Операционные
-поступления от предоставления за плату
во временное пользование своих активов,
прав на интеллектуальную собственность
или от участия в уставных капиталах
других организаций, когда это не являет
ся предметом деятельности организации
Поступления от предостав ления за плату во временное пользование своих активов, прав на интеллектуальную собственность или от участия в уставных капиталах других организаций, когда это является предметом деятельности организации1
-проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счетах организации |
Поступления от предостаения за плату во временное пользование своих активов, прав на интеллектуальную собственность или от участия в уставных капиталах других организаций, когда это является предметом деятельности организации1
|
Внереализационные
-штрафы. пени, неустойки за нарушение условий договоров
-активы, полученные безвозмездно, в том
числе по договору дарения
-поступления в возмещение причиненных организации убытков
-прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году
-суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности
-курсовые разницы
-сумма дооценки активов
-прочие внереализационные доходы
|
|
Чрезвычайные
-страховое возмещение
-стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов
|
2.Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ.
Включает 4 уровня:
- законодательный – гражданский кодекс РФ, закон «О бухгалтерском учете» №129 ФЗ от 21.11.1996. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на «среднесрочную перспективу» 2004-2010 гг. одобрена от 01.07.2004 г. №180.
- нормативный – стандарты положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) №1/2008 г. – «Учетная политика», ПБУ №6/01 – «Учет основных средств», ПБУ №4/99 - «Бухгалтерская отчетность» и далее, план счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, утвержденная приказом минфина РФ №94-н от 31.10.2001г.
- методический – методические указания по учету основных средств, методические рекомендации по инвентаризации активов, финансов и обязательств, утвержденные приказом минфина РФ №49 от 13.06.1999 г.
- учетная политика – организационно- распорядительная (приказы положения).
3.Базовые принципы бухгалтерского учета.
Они складываются из допущений и требований.
Допущения:
Требования:
Синтетический учет – учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательствах (долги) и о хозяйственных операциях по определенным экономическим признакам, который ведется на счетах синтетического учета бухгалтерского учета (в денежном измерении).
Аналитический учет – учет, который ведется в лицевых, материальных и других аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих сведения об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета (как в стоимостном, так и в натуральном выражении).
Бухгалтерский учет может быть организован в различных формах:
4.Организация бухгалтерского учета в организациях.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Руководитель организации могут в зависимости от объема учетной работы:
Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации; ему же главный бухгалтер и подчиняется непосредственно. Главный бухгалтер несет ответственность за:
Требования главного бухгалтера к документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников предприятия (организации). Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства не должны приниматься к исполнению. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций, документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.
Под формой бухгалтерского учета понимается определенная система использования учетных регистров, которая устанавливает формы, последовательность и способы учетных записей.
Назначение всех форм ведения бухгалтерского учета одинаково, они предназначены для регистрации хозяйственных операций, группировки однородных данных и отражения их на счетах синтетического и аналитического учета, подсчета оборотов и сальдо на счетах, обобщения расчетов в балансе и отчетности. Поэтому признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от другой, являются: содержание и форма применяемых регистров, взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета, последовательность и способы записей в учетные регистры. Форму ведения бухгалтерского учета предприятие выбирает самостоятельно.
Основными формами ведения бухгалтерского учета являются:
- журнально-ордерная;
- мемориально-ордерная;
- упрощенная форма учета для малых предприятий;
- автоматизированная форма, с применением программ автоматизации бухгалтерского учета.
6.Метод бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета – совокупность различных способов, приемов, посредством которых решаются задачи бухгалтерского учета.
Элементами метода бухгалтерского учета являются:
6.1. Документирование
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны подтверждаться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие реквизиты:
Перечень лиц, имеющие право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными на то лицами. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, непосредственно после её окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускаются. В остальных первичных учетных документах исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций. Это должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписывали документы, с указанием даты внесения исправлений. Для осуществления контроля и упорядочивания обработки данных о хозяйственных операциях на основании первичных учетных документов, составляются сводные учетные документы. Сводные первичные учетные документы могут составляться как на бумаге, так и на машинных носителях информации. Первичные учетные документы могут быть изъяты ТОЛЬКО органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами и налоговыми инспекциями на основании их постановлений в соответствии с законодательством РФ. Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.
Классификация бухгалтерских документов
Признак классификации |
Виды классов |
По назначению |
Распорядительные - содержат приказ о выполнении хозяйственной операции, составляются до ее начала.
Исполнительные (оправдательные) - удостоверяют факт совершения операции.
Комбинированные - одновременно являются и распорядительными, и исполнительными.
Бухгалтерского оформления - составляются бухгалтером для оформления бухгалтерских расчетов (начисление амортизации, распределение косвенных затрат и др.) и исправления ошибок. |
По месту составления |
Внешние (входящие и исходящие) - поступающие в организацию от сторонних субъектов и предоставляемые внешним пользователям. Внутренние — составляются в организации для работников. |
По степени обобщения информации |
Первичные - составляются в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным — непосредственно по окончании операции
. Сводные - составляются путем группировки первичных документов. |
По количеству отраженных операций |
Разовые - составляются по окончании хозяйственной операции единовременно.
Накопительные - составляются в течение определенного периода путем накопления информации. |
По носителям информации |
Бумажные
Машинные |
По характеру оформления |
Ручной записи
Машинной записи |
По содержанию |
Монетарные - отражают кассовые и банковские операции. Немонетарные - прочие. |
Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации информации, содержащихся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах) на отдельных листах и карточках, на магнитных лентах и дисках и др. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. (Расходный кассовый ордер, приходный кассовый ордер – первичные документы, из них складывается Кассовая книга – регистр).
6.2. Оценка и калькулирование имущества и обязательств.
Имущество (активы), обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерской отчетности подлежат денежному выражению.
Цель оценки – дать стоимостную характеристику каждому объекту бухгалтерского учета. При этом оценка материальных активов – это способ перевода учетных объектов из натурального измерителя в денежный, который выполняется в тех или иных хозяйственных операциях (например, при поставке материалов, поставке основных средств, начислении зарплаты и т.д.).
Калькуляция представляет собой способ оценок, в частности себестоимости вырабатываемой продукции, работ, услуг. Она включает денежную оценку расходов на средства труда (амортизация, расходы на содержание и эксплуатацию основных средств), на предметы труда (сырье и материалы, топливо, энергия), на использованный труд (заработная плата, отчисления на социальное страхование) и прочие (услуги сторонних организаций). Себестоимость определяется на весь выпуск и на единицу продукции.
В бухгалтерском учете применяются различные виды оценки.
Классификация оценок.
Признак классификации |
Виды классов |
По измеряемому объекту |
|
По субъекту измерения |
|
По отношению к критерию исчисления |
|
По методу |
|
Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; полученного безвозмездно (дарение) – по рыночной стоимости на дату оприходования; произведенного в самой организации – по стоимости его изготовления (фактические затраты, связанные с производством объекта имущества).
В состав фактически произведенных затрат включаются, в частности, затраты на приобретение самого объекта имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному при покупке коммерческому кредиту, наценки, надбавки, комиссионные вознаграждения и стоимости услуг, уплачиваемые пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение, доставку, осуществляемую силами сторонних организаций.
Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.
Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества, основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества.
Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте, производится в рублях в суммах, определенных путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующего на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей (в отчетности); возникшие при этом суммовые разницы относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или на увеличение дохода - у некоммерческих.
6.3.Инвентаризация имущества и обязательств.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которых проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.
Порядок проведения инвентаризаций (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них) определяется руководителем организации за исключением случаев, когда инвентаризация обязательна.
Проведение инвентаризации обязательно согласно Ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете»:
Методика проведения инвентаризации, порядок документального оформления ее результатов установлены методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Перед проведением инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом количестве объектов создаются центральная комиссия и рабочая комиссия. Персональный состав комиссии утверждается приказом руководителя организации. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием признания результатов инвентаризации недействительными. Перед проверкой фактического наличия имущества материально-ответственные лица дают расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы инвентаризационной комиссии, все ценности, поступившие на ответственное их хранение оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данных на счетах бухгалтерского учета отражается в следующем порядке:
6.4. Баланс.
Для образования организации формируются учредительные документы (устав, учредительный договор), формируется имущество предприятия (взносы учредителей в уставной капитал), что должно быть отражено в бухгалтерском учете и балансе.
Бухгалтерский баланс – способ обобщенного отражения и экономическая группировка хозяйственных средств предприятия по составу и источник образования в денежном выражении.
Баланс показывает какими средствами располагает предприятие на ОПРЕДЕЛЕННУЮ ДАТУ и из каких источников эти средства получены.
Баланс – форма отчетности №1.
Бухгалтерский баланс – система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение предприятия по составу на определенную (отчетную) дату в денежном выражении, предоставляющих данные о хозяйственных средствах (активах) и их источниках (пассивах).
Бухгалтерский баланс – документ, поэтому он имеет соответствующие реквизиты.
Баланс ООО «Темп» на 01.01.0X
Актив |
Пассив |
Средства предприятия (статьи) |
Сумма |
Источники средств (статьи) |
Сумма |
1. Внеоборотные активы |
|
3. Капитал и резервы |
|
Основные средства |
83 000 |
Уставной капитал |
70 000 |
Нематериальные активы |
2 000 |
Резервный капитал |
3 000 |
Незавершенные капвложения |
1 500 |
Добавочный капитал |
2 000 |
Доходные вложения |
500 |
Нераспределенная прибыль |
10 000 |
Итого раздел 1 |
87 000 |
Итого раздел 3 |
85 000 |
2. Оборотные активы |
|
4. Долгосрочные обязательства |
|
Запасы |
9 000 |
Долгосрочные обязательства |
3 000 |
Незавершенное производство |
500 |
Итого раздел 4 |
3 000 |
Готовая продукция |
100 |
5. Краткосрочные обязательства |
|
Дебиторская задолженность |
100 |
Займы и кредиты |
2 000 |
НДС по приобретенным ценностям |
100 |
Кредиторская задолженность |
6 000 |
Финансовые вложения |
300 |
В т. ч. |
|
Денежные средства |
|
- поставщикам и подрядчикам |
5 500 |
В т. ч. |
|
Задолженность перед персоналом |
4 000 |
- расчетный счет |
6 000 |
Задолженность перед государством по налогам |
2 000 |
- валютный счет |
1 700 |
Задолженность перед внебюджетными фондами |
3 000 |
- касса |
200 |
Итого раздел 5 |
17 000 |
Итого раздел 2 |
18 000 |
|
|
Баланс (1+2) |
105 000 |
Баланс (3+4+5) |
105 000 |
Бухгалтерские балансы формируются по различным признакам и существует многообразие, например, вступительный, разделительный, заключительный, годовой, промежуточный (текущий, месячный, квартальный), аналитический, сводный, консолидированный.
По степени очистки (оценки его статей) баланс может быть представлен в оценке НЕТТО и в оценке БРУТТО.
Оценка основных средств:
Первоначальная (историческая) стоимость (300 тыс. руб.) – Начисленная амортизация (200 тыс. руб.) = Остаточная стоимость (100 тыс. руб.)
Это баланс в форме НЕТТО
Каждая хозяйственная операция вызывает изменения в бухгалтерском балансе. Все хозяйственные операции могут быть сгруппированы и приведены в 4 видам изменения:
Пример. Перечислены средства с расчетного счета в кассу на выплату заработной платы – 50 тыс. руб.
Валюта баланса не изменяется.
Пример. Из нераспределенной прибыли образован резервный капитал в размере 20 тыс. руб.
Валюта баланса не изменяется, но изменилась структура пассива.
Пример. Получен на расчетный счет кредит банка в размере 200 тыс. руб.
Баланс по активу и по пассиву увеличился на 200 тыс. руб. с изменением структуры актива и пассива.
Пример. Выплачена зарплата из кассы в размере 50 тыс. руб.
Баланс по активу и по пассиву уменьшился на 50 тыс. руб. с изменением структуры актива и пассива.
6.5. Счета и двойная запись.
Баланс, как способ обобщения информации, дает характеристику активов и пассивов организации на определенную дату (моментное наблюдение). Но хозяйственные средства организации находятся в непрерывном движении, поэтому для учета и контроля за текущим изменением объектов учета используется система счетов бухгалтерского учета.
Счет бухгалтерского учета – способ группировки текущего (непрерывного) повседневного учета и контроля объектов бухгалтерского учета с целью получения необходимых данных. Каждый бухгалтерский счет может быть представлен в виде двусторонней таблицы, левая часть которой называется дебетом, а правая – кредитом. Графически счет может быть представлен следующим образом:
Наименование счета.
Наименование подсчета.
Все счета по отношению к балансу делятся на счета активные, пассивные, активно-пассивные.
Активный счет предназначен для учета имущества (активов) организации, пассивный счет – источников формирования этого имущества (капитала и обязательств), активно-пассивный – для учета расчетовы и финансовых результатов..
Первой записью на счетах является запись начального остатка, которое называется сальдо. В активном счете сальдо записывается по дебету счета, а в пассивном – по кредиту счета, в активно-пассивных сальдо может быть одновременно кредитовым и дебетовым. После записи сальдо на счетах в хронологическом порядке отображаются хозяйственные операции, вызывающие изменения соответствующего объекта учета. При этом, если счет активный, то по дебету записывается увеличение актива, а по кредиту – его уменьшение; в пассивном счете – увеличение по кредиту, а уменьшение источника - по дебету. В конце месяца подсчитываются обороты (сумма изменений) за период, отдельно по дебету и по кредиту счета и рассчитывается сальдо конечное по следующей формуле:
Ска = Сн + Од – Ок
Скп = Сн + Ок – Од
Операции:
Расчетный счет (Активный счет)
Счет 51 (Активный счет)
Сн = 200 000
1)50 000 2) 20 000
4)100 000 3) 50 000
Од = 150 000 Ок = 70 000
Ска = 200 000 + 150 000 – 70 000 = 280 000
Кодирование счетов представлено в плане счетов бухгалтерского учета.
План счетов – это систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета. Характеристика счетов, а также принципы работы каждого из них представлены в «Инструкции плана счетов бухгалтерского учета».
Структура планов счетов.
План счетов включает 8 разделов:
1.Внеоборотные активы |
Номер счета |
По отношению к балансу |
Название счета |
01 |
А |
Основные средства (имеет субсчета по видам основных средств) |
02 |
П |
Амортизация основных средств (предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств) |
03 |
А |
Доходные вложения в материальные ценности (имеет субсчета по видам материальных ценностей; на нем учитывается часть имущества, имеющего материальную ценность, предоставленного организации за плату во временное пользование с целью получения дохода: в аренду, прокат) |
04 |
А |
Нематериальные активы |
05 |
П |
Амортизация нематериальных активов |
08 |
А |
Вложения во внеоборотные активы |
2.Производственные запасы |
10 |
А |
Материалы |
10.1 |
А |
Сырье и материалы |
10.2 |
А |
Покупные полуфабрикаты |
10.3 |
А |
Топливо |
10.4 |
А |
Тара и тарные материалы |
10.5 |
А |
Запчасти |
10.6 |
А |
Прочие материалы |
10.7 |
А |
Материалы, переданные в переработку на сторону |
10.8 |
А |
Строительные материалы |
19 |
А |
НДС по приобретенным ценностям |
3.Затраты на производство |
20 |
А |
Основное производство, на нем формируется себестоимость изготавливаемой продукции |
20.1 |
А |
Бумага газетная |
20.2 |
А |
Бумага писчая |
20.3 |
А |
Бумага для принтера |
23 |
А |
Вспомогательные производства |
23.1 |
А |
Ремонтно-механический цех |
23.2 |
А |
Теплосиловое производство |
23.3 |
А |
Ремонтно-строительный цех |
23.4 |
А |
Контрольно-измерительные приборы и автоматика |
25 |
А |
Общепроизводственные расходы |
26 |
А |
Общехозяйственные расходы (связаны с обслуживанием административно-управленческого аппарата, телефонные и телеграфные расходы, амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств, управленческие и общехозяйственные расходы, расходы по оплате аудиторских, консультационных и других услуг. Эти расходы накапливаются за месяц и распределяются по:
|
4.Готовая продукция, товары |
40 |
А |
Выпуск продукции, работ, услуг (применяется при поэтапной сдаче работ) |
43 |
А |
Готовая продукция на складе |
5.Денежные средства |
50 |
А |
Касса |
50.1 |
|
Касса организации |
50.2 |
|
Операционная касса |
50.3 |
|
Денежные документы (билеты, санитарно-куротные путевки, марки) |
51 |
А |
Расчетный счет |
52 |
А |
Валютный счет |
55 |
А |
Специальный счет в банке |
58 |
А |
Финансовые вложения (паи, акции, долговые, ценные бумаги, вклады по договору простого товарищества) |
6.Расчеты |
60 |
А-П |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками за приобретенные ТМЦ |
62 |
А-П |
Расчеты с покупателями и заказчиками |
66 |
П |
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
67 |
П |
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам |
68 |
П |
Расчеты по налогам и сборам (НДС. Налог на прибыль. Налог на имущество и пр.) |
69 |
П |
Расчеты по социальному страхованию – ЕСН (включает расчеты по социальному страхованию, расчеты по пенсионному обеспечению, расчеты по обязательному медицинскому страхованию, а также обязательному медицинскому страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
70 |
П |
Расчеты с персоналом по оплате труда |
71 |
А-П |
Расчеты с подотчетными лицами (работниками предприятия) (информация о выданных средствах на командировочные расходы и хозяйственные нужды.) |
75 |
А-П |
Расчеты с учредителями |
75.1 |
|
Расчеты в уставном капитале |
75.2 |
|
Расходы по выплате доходов |
76 |
А-П |
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
7.Капитал |
80 |
П |
Уставной капитал |
81 |
А |
Собственные акции или доли |
82 |
П |
Резервный капитал |
83 |
П |
Добавочный капитал |
84 |
А-П |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
86 |
П |
Целевое финансирование |
8.Финансовые результаты |
90 |
|
Продажи |
91 |
|
Прочие доходы и расходы |
99 |
А-П |
Прибыли и убыток |
|
|
|
|
Забалансовые счета предназначены для учета товарно-материальных ценностей, которые временно находятся в пользовании или распоряжении предприятия, но ему не принадлежат. Кроме того, на этих же счетах ведется учет условных прав и обязательств. Эти счета используются и для контроля за отдельными хозяйственными операциями.
Перечень забалансовых счетов с 001 по 011 приведен в типовом Плане счетов в конце списка основных синтетических счетов и имеет трехзначное обозначение:
001 «Арендованные основные средства»;
002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»;
003 «Материалы, принятые на переработку»;
004 «Товары, принятые на комиссию»;
005 «Оборудование, принятое для монтажа»;
006 «Бланки строгой отчетности»;
007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов»;
008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные»;
009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные»;
010 «Износ основных средств»;
О11«Основные средства, переданные в аренду».
Средства, учет которых ведется на забалансовых счетах, в итоги баланса не включаются и отражаются за балансом.
Особенностью забалансовых счетов является то, что для учета средств применяется простая система учета, т. е. для ведения учета на этих счетах не применяется двойная запись. При поступлении средств их стоимость отражается только в дебете забалансового счета, а при выбытии средств их сумма списывается с кредита того же счета.
Для отражения хозяйственных операций на счетах используется двойная запись, которая состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: по дебету одного счета и по кредиту другого как корреспондирующего с ним счета в одной и той же сумме.
Метод двойной записи позволяет, отражая операцию, на нарушать равновесия в балансе.
Корреспондирующие счета – это счета, которые взаимодействуют в данной хозяйственной операции, а сама взаимосвязь счетов называется корреспонденцией и обозначается бухгалтерской записью – бухгалтерской проводкой – указание дебета и кредита корреспондирующих счетов и суммы хозяйственной операции.
Корреспонденция счетов может быть простой и сложной. Простой называют корреспонденцию счетов, при которой один счет дебетуют, а другой кредитуют на ту же сумму. Все рассмотренные выше примеры были простыми корреспонденциями.
Сложной называют корреспонденцию счетов, при которой один счет дебетуют и несколько счетов кредитуют или, наоборот, несколько счетов кредитуют, а один счет дебетуют на ту же сумму. Применение сложной корреспонденции счетов не нарушает двойной записи, так как сумма записей по дебету (кредиту) нескольких счетов равна сумме записей по кредиту (дебету) одного счета.
Примером сложной корреспонденции счетов может быть такая хозяйственная операция: приняты к оплате (акцептованы) счета поставщиков за поступившие материалы на сумму 118000 руб., в том числе НДС (налог на добавленную стоимость) - 18000 руб.
Любая хозяйственная операция вызывает изменение определенных статей баланса. Все хозяйственные операции по их признаку влияния на баланс подразделяются на четыре типа.
6.6. Бухгалтерская финансовая отчетность.
Основные документы, регламентирующие образование бухгалтерской финансовой отчетности – Закон о бухгалтерском учете; Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н; Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций», утвержденная приказом Минфина РФ №43н от 06.09.1999 г.; приказы Минфина о составе и правилах образования бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Отчетный период – это период, за который организация должна составить бухгалтерскую отчетность.
Отчетная дата – это дата, по состоянию на которую организация должна составить бухгалтерскую отчетность.
Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой является календарный день отчетного периода. Отчетным годом является календарный год (с 01.01 по 31.12). Первым отчетным годом для вновь созданной организации является период с даты их государственной регистрации по 31 декабря того же года. Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации, включаются в их отчетность за первый отчетный год. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности кроме отчета, составленного за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за 2 года – отчетный и предшествующий отчетному. Промежуточная (текущая) отчетность за месяц и по кварталам составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.
|