Тема 1. Маркетинговые исследования, определения 1.1. Сущность маркетинговых исследований
Как известно, одна из главнейших задач маркетинга – определить и максимально хорошо удовлетворить нужды потребителя. Однако для того, чтобы выполнить эту задачу, маркетологам нужна информация, причем не только о самих потребителях, но и конкурентах и других участниках рынка. Чтобы получить такую информацию и используются маркетинговые исследования.
Маркетинговые исследования – это систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности идентификации и нерешния маркетинговых проблем (возможностей).
Такое определение дает Американская ассоциация маркетинга.
Некоторые специалисты разделяют понятия «маркетинговые исследования» и «исследования рынка», мотивируя это тем, что первое понятие имеет дело только с исследованием рынков сбыта, тогда как второе может относиться как к рынках сбыта, так и к рынкам, на которых компания закупает продукцию для производства или для перепродажи.
Я же в дальнейшем буду использовать эти понятия в качестве синонимов и применительно как к рынках сбыта, так и закупок.
Области применения маркетинговых исследований: анализ целевых групп потребителей или партнеров компании (в области закупок), анализ конкурентов и бенчмаркинг, получение информация об инструментах сбыта/закупок, получение информации о тенденциях рынка. 1.2. Этапы маркетингового исследования Определение проблемы – первый этап маркетингового исследования заключается в выяснении проблемы. Разработка подхода к решению проблемы – включает в себя формулировку теоретических рамок исследования, аналитических моделей, поисковых вопросов, гипотез, а также факторов, которые могут влиять на план исследования. Разработка плана исследования Полевые работы или сбор данных Подготовка данных и их анализ Подготовка отчета.