Бизнес хелп
Четверг, 04.06.2020, 12:53
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Рейтинг@Mail.ru


    Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » 2011 » Июнь » 21 » Понятие национальной экономики
    10:10
    Понятие национальной экономики


    1. Понятие национальной экономики. Цели, объекты, субъекты гос. регулирования национальной экономики.

    Национальная экономика — это исторически сложившаяся в оп­ределенных территориальных границах система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная система отраслей и видов производств и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда. \\\ Национальная экономика — это также отрасль науки, изучающая: экономический потенциал страны; национальный рынок; место страны в мировой экономике; традиции и национальную психологию, влияющие на организацию экономической жизни. \\\ Главная цель государственного регулирования экономики — достичь сбалансированности (равномерности) развития экономики,с помощью мер государственного воздействия ликвидировать (или уменьшить) диспропорции экономического развития, адаптировать национальную экономику к быстро меняющимся внутри- и внешнеэкономическим факторам. Выделяются четыре главные цели госрегулирования (цели первого порядка), объединяемые понятием "магический квадрат", за реализацию которых государство несет ответственность. Это следующие целевые установки развития страны: экономический рост; высокий уровень занятости; стабильность цен (устойчивость денег); внешнеэкономическое равновесие. (О "магическом четырехугольнике" говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. "Магия" как раз и состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно). \\\ Из высших целей госрегулирования вытекают различные цели второго порядка. К ним можно отнести: создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции; стимулирование экономического роста; сглаживание экономического цикла; обеспечение социально приемлемого уровня занятости; предотвращение и нивелирование чрезмерных различий в доходах; поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке; поддержание внешнеэкономического равновесия; удовлетворительное состояние окружающей среды. \\\ Из целей первого и второго порядка вытекают цели третьего порядка. Число таких целей множество. Многогранность целевых установок социально-экономического развития и государственного регулирования — основная черта современной экономической системы. \\\\ Объекты государственного регулирования экономики - сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, т. е. то, на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования экономики. \\\ К основным объектам, на которые направлено воздействие государства, относятся: секторальная, отраслевая, региональная, воспроизводственная и социальная структуры хозяйства; экономический цикл; занятость; уровень жизни; образование и подготовка кадров; денежное обращение; НИОКР и инвестиции; платежный баланс; социальная сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения; цены, антиинфляционные процессы; внешнеэкономическая деятельность и др. \\\ Субъектами государственного регулирования являются законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. В Российской Федерации это: Президент РФ; Федеральное Собрание — парламент; Правительство РФ; федеральные суды. \\\ Субъектами регулирования являются также надгосударственные политические и международные организации, такие, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и т. д. Эти организации ставят определенные условия, выдавая займы и кредиты, и государствам все больше приходится считаться с надгосударственными институтами как в экономической, так и в политической сфере. \\\ Важным наднациональным субъектом государственного ре­гулирования выступают сейчас группы стран с общими целями регулирования национальных экономик и применяющие общие механизмы регулирования. Например, в рамках такой мощной интеграционной системы, как Европейский Союз (ЕС) ряд государств перешли на единую валюту. В России с начала рыночных преобразований к национальным и региональным субъектам государственного регулирования присоединились международные организации, часто определяя условия предоставления и использования кредитов. Это прежде всего Международный валютный фонд (МВФ).


    2. Основные направления ГРЭ.

    С точки зрения выполняемых функций государственное воздействие на экономику включает в себя: законотворчество — разработку и принятие правовых норм хозяйственной деятельности; администрирование — создание и прекращение деятельности субъектов хозяйствования; информирование хозяйствующих субъектов об экономической ситуации и возможном ее изменении в будущем при разработке прогнозов и индикативных планов как страны в целом, так и отдельных ее территориальных образований; регулирование экономической деятельности регионов, отраслей и крупных предприятий в общенациональных целях; контроль за текущей деятельностью предприятий в целях предотвращения нарушений существующего законодательства. \\\ Классификация методов ГРЭ. Согласно первой классификации целесообразно выделить методы: - общие (совокупность методов познания, например, диалектика, анализ, синтез и др.); - частные (включают статистические методы, экономико-математические и др.); \\\ Применительно к госрегулированию особое значение имеют методы: а) Метод экстраполяции применим главным образом при разработке первоначальных прогнозов, проектировок основных на­правлений, программ. б) Метод экономических группировок применяется при выделении и исследовании структурных, динамичных и структурно-ди­намических группировок, сформированных по одному признаку или сочетанию нескольких признаков. в) Индексный метод используется при сравнении разных показателей социально-экономического развития. г) Бюджетный метод применяется с целью получения статистической информации о жизненном уровне различных групп населения; - специальные методы. Играют особо важную роль во всех формах государственного регулирования, относятся: а) Балансовый метод (позволяет правильно выбрать соотношение между отраслями хозяйства). б) Программно-целевой представляет собой осуществление и углубление комплексного подхода к решению проблемы. в) Нормативный метод предполагает нахождение соотношения между различными величинами, при которых может быть обес­печен оптимальный масштаб прогнозируемых процессов. \\\ Вторая классификация методов государственного регулирования строится исходя из различных мер воздействия на социально-экономические процессы. Государство использует следующие методы: - Прямого воздействия, которые охватывают регулирование использования государственной собственности и государственных ресурсов. К методам прямого воздействия относятся: контроль за финансовыми операциями государственных пред­приятий, их структурой и их хозяйственной целесообразностью; валютный контроль и др; - Косвенного воздействия, которые влияют на интересы хозяйствующих субъектов: через налоговую систему; кредит; таможенные сборы и т. д. \\ В рыночной экономике основу составляют методы косвенного воздействия и экономические методы; в переходной и смешанной экономиках — сочетание методов прямого и косвенного воздействия. \\\\ С точки зрения воздействия государства на экономические процессы в обществе и экономической истории известны следующие формы регулирования: законодательная (правовая); социально-экономическая (бюджетно-налоговое; кредитно-денежное; валютное; внешнеторговое регулирование) и административная форма. \\ Каждая из этих форм используется как в отдельности, так и в различных сочетаниях. \\\ Эффективность госрегулирования далеко не беспредельна. Госрегулирование не может: преодолеть цикличность капиталистического воспроизводства с ее многочисленными негативными последствиями; постоянно обеспечивать высокий уровень занятости населения и его всестороннюю социальную защиту. \\ Главным фактором, ограничивающим эффективность госрегулирования, является то, что оно осуществляется в замкнутом пространстве "магического четырехугольника", цели которого (обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны, минимизация безработицы, стабильность цен, внешнеэкономическое равновесие) во многом противоречат друг другу.

    3. Уровни ГРЭ. Пропорции и диспропорции национальной экономики.

    Важнейшей характеристикой национальной экономики являются сложившиеся макроэкономические пропорции — количест­венные соотношения: между различными подразделениями и сферами общественного производства', отраслями; территориальным распределением производительных, сил. \\ Макроэкономические пропорции предполагают такое распределение общественного труда между отраслями и сферами экономики, которое обеспечивает их сбалансированное развитие и удовлетворение общественных потребностей. Поэтому пропорциональность национальной экономики проявляется в соответствии: между объемом и структурой общественных и личных потребностей, с одной стороны; объемом и структурой национального продукта — с другой. Она также характеризуется взаимосвязанностьюисоответствием: между производством и распределением; обменом и потреблением; отраслями производства; экономическими районами и т. д. \\\ Экономические пропорции устанавливаются: в планово-регулируемых национальных экономиках — централизованно; рыночных экономиках — на основе спроса и предложения; смешанных экономиках — рынком с учетом регулирующего воздействия государства. \\\ Установление, поддержание и изменение сложившихся про­порций представляет собой сложный экономический процесс. \\\\ Макроэкономические пропорции образуют систему, в которой можно выделить следующие виды пропорций: общеэкономические — между наиболее крупными сферами национальной экономики; межотраслевые — между взаимосвязанными отраслями национальной экономики; внутриотраслевые — между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли; территориальные — общеэкономические, межотраслевые и внутриотраслевые, рассматриваемые в границах определенной территории; межгосударственные — между отдельными государствами на основе международного разделения труда. \\\ Макроэкономические пропорции можно также классифицировать по форме измерения: 1. Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных видов продукции. 2. Стоимостные пропорции показывают соотношения между отдельными элементами стоимости валового национального продукта — денежной выручкой и доходами в сфере произ­водства товаров и услуг; доходами предприятий, государства и населения; обращением товаров и денег в национальной экономике. 3. Пропорции распределения трудовых ресурсов характеризуют соотношения трудовых ресурсов между сферами деятельности, городом и деревней, отдельными отраслями и регионами и т. п. \\\ Пропорции не постоянны, они могут нарушаться. \\\ Различают общие и частные диспропорции. \\ Общие связаны с нарушением пропорциональности во всем народном хозяйстве и носят, как правило, долгосрочный характер; частные имеют локальный характер, могут охватывать отдельные части общественного производства. \\\ В устранении диспропорций большую роль играют текущие запасы и государственные резервы. \\\ Несбалансированность экономики России проявляется в диспропорциях: 1. Материально-вещественных диспропорциях.Либерализация ценообразования и условий хозяйственной деятельности предприятий сняла с повестки дня проблему общего товарного дефицита путем прямого снижения жизненного уровня большинства населения через повышение цен, ликвидацию сбережений, массовые невыплаты заработной платы и другие меры по ограничению платежеспособности и покупательского спроса населения. Переход к рынку ослабил по ряду направлений сбаланси­рованность материально-вещественных пропорций. 2. Стоимостных диспропорциях. За годы преобразований дефицит товаров сменился дефицитом денег. Под влиянием инфляции произошла глубокая деформация всех стоимостных пропорций и соотношения цен на продукцию отдельных отраслей, изменившая стоимостные основания финансовой, бюджетной и кредитно-денежной систем. 3. Структурных диспропорциях.Структура промышленного производства за годы преобразований еще более деформировалась. Произошло снижение наукоемких производств, происходит технологическая деградация экономики. Главным источником экспортных доходов являются сырьевые ресурсы. Значительно сократились инвестиции в производство. 4. Диспропорциях трудовых ресурсов и рабочих мест.Баланс трудовых ресурсов характеризует наиболее общие соотношения трудовых ресурсов занятого и незанятого населения. С его помощью делается прогноз безработицы по стране и регионам. 5. Региональных диспропорциях.При значительном имущественном расслоении, больших региональных различиях в уровне жизни населения средние показатели уровня жизни вообще не могут выполнять роль социальных индикаторов экономической безопасности. Необходимо использовать систему относительных показателей, а именно — соотношение между среднедушевым доходом и прожиточным минимумом, а также минимальным и рациональным потребительским бюджетом. \\\ Сбалансированность национальной экономики означает соответ­ствие между взаимосвязанными отраслями, объемами производимых продуктов и потребностями в них, выступает в форме равновесия, прежде всего, спроса и предложения. Различают равновесие: частичное; общее. Частичное достигается на макроуровне посредством ценового механизма и предполагает равенство спроса и предложения при­менительно к товарам, услугам и ресурсам. Общее требует согласования деятельности всех сфер экономики.

    4. Основные учения в области ГРЭ. Монетаризм, Институционализм, Марксистская теория, Неолиберализм и др.

    Крупнейшими экономистами мира за последние 200 лет были выдвинуты следующие основные учения в области государственного регулирования экономики: кейнсианство; монетаризм; институционализм; марксизм; неолиберализм. \\\ Теория Дж. М. Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического рав­новесия необходимо вмешательство извне. Кейнс в своих экономических произведениях призывал правительства: через активизацию и стимулирование совокупного спроса воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг; привлекать инвестиции; осуществлять активное государственное регулирование инвестиций. \\\ Кейнс выступил с критикой так называемого закона Сэя, который считал, что производство само формирует доходы, обеспечивая соответствующий спрос на товары, само исключает общее перепроизводство товаров и услуг. \\\ Кейнс пришел к выводу: размеры общественного производства и занятости, их динамика определяются не факторами предложения, а факторами платёжеспособного спроса. \\ Кейнс утверждал, что в результате госрегулирования расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, сократится безработица. \\ Из двух инструментов регулирования спроса (денежно-кредитного и бюджетного) Кейнс отдавал предпочтение бюджетному. Последователи Кейнса дополнили его концепцию мультипликатора концепцией акселератора (ускорителя, который показывает зависимость прироста инвестиций от прироста доходов). \\\\ Монетаризмэто наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства. \\\ Это целостная теория, представляющая собой специфический подход к регулированию экономики с помощью денежно-кредитных инструментов. \\\ Лидер данной концепции - Фридмен. \\\ Основные его положения таковы: устойчивость частного рыночного хозяйства; сокращение до минимума государственного регулирования; «денежные импульсы», денежная эмиссия – главное средство экономического регулирования. \\\ Фридмен исходил из того, что денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. Согласно взглядам монетаристов, деньги являются главной сферой, определяющей движение в развитии производства. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением. \\\ Институционалисты весьма расширительно трактуют предмет экономики. По их мнению, экономическая наука не должна заниматься только экономическими отношениями.Это слишком узко, нередко приводит к голым абстракциям. Важно учитывать весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь: правовых; социальных; психологических; политических. \\\ Основателем институционализма считается Дж. Гэлбрейт. По мнению Гэлбрейта, рынок не является универсальным механизмом распределения ресурсов. \\ Саморегулирующийся рынок становится своеобразной машиной для поддержания и обогащения крупных предприятий. Их партнером выступает государство. \\ Институционалисты считали, что для понимания всех законов экономики следует изучать не столько саму экономику, сколько развитие, трансформацию капиталистического общества. \\\ Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы. Государству надлежит взять под свою опеку: экологию; образование; медицину; социальную политику. Институционалистами разработана концепция исторической трансформации общества: индустриальное — постиндустриальное — информационное — технотронное общество. \\\ Исходные положения марксистской теории состоят в том, что основой существования и развития общества являются материальное производствои те изменения, которые обусловлены сдвигами в сфере производства, развитием производительных сил. \\\ С развитием производства создаются новые общественные отношения. Социологическая сторона учения Маркса по сути упрощенная односторонняя, не учитывающая всех факторов экономической и общественной жизни. \\ Вместе с тем следует признать, что постановка и разработка социальных проблем, обращение к социальным аспектам экономических явлений и процессовсо­ставляют одну из выигрышных, сильных сторон марксистской методологии, поскольку Маркс был одним из первых, кто затронул в своих экономических трудах острые социальные вопросы. \\\ Неолиберализм — направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которой отстаивают принцип саморегулирования экономики, свободной от излишней регламентации. К неолиберализму обычно относят три школы: чикагскую (Милтон Фридмен), лондонскую (Фридрих фон Хайек); фрайбургскую (Вальтер Ойкен, Людвиг Эрхард). \\\ Одним из основоположников и главных теоретиков неолиберализма считается Фридрих фон Хайек. В своих работах он отстаивает принцип максимальной свободы человека. \\ Со стороны государства не должно быть никакого принуждения, внешнего вмешательства. \\ По Хайеку. государство не должно заниматься: ни социальным страхованием; ни организацией просвещения; ни ставками квартирной платы. \\ Основное требование сторонников подобных взглядов заключается в ограничении деятельности правительства во всех областях. \\ Социальный порядок в обществе — продукт не сознательных, а чисто спонтанных действий. \\ По утверждению Ф. Хайека, цель экономики — ее саморазвитие.

    5. Антициклическое регулирование национальной экономики.

    Антициклическое регулирование, или "конъюнктурная политика", — нацелены на сглаживание циклических колебаний хозяйственной конъюнктуры, предотвращение особенно глубоких циклических кризисов и массовой безработицы, а также на создание благоприятных условий для среднесрочного и долгосрочного регулирования экономики, способствующего ее непрерывной модернизации и прогрессу. \\\ Наибольшее значение по воздействию на текущую деловую конъюнктуру и на длительный экономический рост имеет промышленный или экономический цикл. \\ Экономический (промышленный) цикл – волнообразное движение экономики (экономический рост), в ходе которого экономика проходит сменяющие друг друга и периодически повторяющиеся фазы. \\ Экономические циклы отличаются друг от друга продолжительностью, интенсивностью смены состояния, но все они проходят одинаковые фазы. Фазы эти по-разному именуются различными исследователями. В теории марксизма они обозначены терминами: кризис, депрессия, оживление и подъем. Внешнюю картину каждой фазы цикла и перехода от одной фазы к другой можно представить в следующем виде: Пиковая точка фазы подъема, характеризуется полной занятостью и оптимальной загрузкой мощностей. Цены имеют тенденцию к повышению. Кризис или спад – фаза цикла, начинающаяся вслед за пиком предыдущего цикла. Сокращается производство и занятость. Снижаются цены, падает общая норма прибыли, в результате увеличивается число банкротств, идет "выбраковка" предприятий. Депрессия рассматривается как стагнация на низшем уровне падение производства и занятости. Производство уже не падает, но еще не растет, сохраняется высокий уровень безработицы. Оживление – фаза цикла, когда уровень производства и занятости начинает повышаться. Постепенно начинают повышаться цены и расти ссудный процент. Подъем – заключительная фаза цикла. Достигается полная занятость, реальный ВНП приближается к потенциальному, но может даже и превзойти его на какое-то время. Уровень цен в фазе подъема повышается. Достигается пик деловой активности, производство работает на полную мощность, безработица сокращается до минимальных размеров при одновременном росте заработной платы. Материальной основой цикличности, как это видно из характеристики его фаз, является обновление основного капитала и основных фондов домашнего хозяйства. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает:1) снижение ставок налога;2) предоставление налоговых льгот на новые инвестиции;3) проведение политики ускоренной амортизации.Кредитно-денежная политика в этот период преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика и предполагает проведение политики увеличения кредитов. Государство в целях предотвращения "перегрева экономики” проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями при проведении амортизационной политики. В кредитно-денежной политике начинает проводиться политика "дорогих денег", что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. В целом политику, которую должно проводить государство в целях сглаживания амплитуды циклических колебаний, можно охарактеризовать как политику противодействия, т.е. мероприятия, направленные на смягчение циклических явлений, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры.

    Экономическая стратегия государства определяет приоритеты и механизмы государственного вмешательства в экономику для реализации стратегических целей. Она характеризует направленность действий государства и принципы их реализации в долгосрочном плане.

    Экономическая политика представляет собой систему конкретных мер государства в текущем периоде для регулирования процессов производства и распределения благ и доходов в обществе, исходя из задач реализации его стратегии.

    Любое государство реализует определенную стратегию. Экономическая политика является инструментом реализации стратегии государства. Стратегии могут способствовать прогрессивному или регрессивному развитию государства. Руководящими принципами экономической политики прогрессив­ного государства являются: принцип эффективности производства; принцип справедливости распределения благ. Следование этим принципам означает выход государства на социально ориентированную стратегию.

    Прогностические исследования проводятся государственными, специализированными коммерческими организациями, университетскими центрами, крупными фирмами и банками. Важный инструмент статистического прогнозирования процессов, протекающих на макроуровне национального хозяйства в развитых зарубежных странах, — система экономических инди­каторов (СЭИ). Эта система включает такие статистические показатели, изменение которых во времени определенным образом синхронизировано с динамикой общехозяйственной конъюнктуры. Основное преимущество современных экономических индикаторов по сравнению с другими средствами прогнозирования заключается в возможности предвидеть наступление критических моментов — поворотных точек экономического цикла, зна­менующих собой переход от одной фазы экономической динамики к другой: от спада к подъему хозяйственной конъюнктуры либо, напротив, от фазы подъема к спаду. В силу циклического развития макроэкономической ситуации, присущей рыночному хозяйству, предсказание поворотных точек дает правительственным органам и частным предпринимателям важный сигнал для принятия соответствующих наступающей ситуации управленческих решений.

    Программа-это поставленные государством цели, для достижения которых предусмотрены средства, методы, исполнители. Экономическое программирование носит индикативный, рекомендательный характер. Программы подразделяются по содержанию: на экономические, социальные, инновационные, научно-технические, оборонные. По уровню разработки: общегосударственные, региональные. По масштабу охвата: отраслевые, региональные, общенациональные программы.

    Общенациональная программа представляет собой комплекс увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям организационных, научно-исследовательских, социально-экономических, производственных и других мероприятий. В рыночной экономике разработка программ используется как основной инструмент прямого государственного регулирования экономики. Такие методы представляют собой применение системного подхода и основаны на формулировании целей экономического развития, их разделении на все более дробные подцели, увязке целей с ресурсами с помощью программ. В этом случае могут использоваться программы жёсткого типа, функциональные программы, программы субсидий. Программы жёсткого типа обязательны для исполнения и носят ведомственный характер. Функциональные программы имеют вневедомственный характер. В этом случае применяются гибкие формы управления, создаваемые специально для данной программы: ассоциации, фонды. Программы субсидий основаны на государственном финансировании разработанных мероприятий. В последние годы широко применяется оптимальное экономическое программирование, базирующееся на использовании методов математического программирования.

    6. Бюджетно-налоговое регулирование. Роль налогов в гос. регулировании нац. экономики. Налоговая политика государства.

    Ключевым инструментом государственного регулирования экономики является бюджетная политика. \\ Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. \\ Бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюджетного процесса. Бюджетная политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ. \\\ Государственный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций федерального уровня власти в РФ. Государственный бюджет - это основной финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке. \\ Государственный, бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций. \\ Принципы построения бюджета: принцип единства, реальности, гласности. \\\ В структуру гос. бюджета входят гос. доходы и расходы. \\\ Расходы бюджета – это система перераспределения, включаемых в доходы бюджета денежных средств, направляемых на финансовое обеспечение деятельности государства. \\ Доходы бюджета – часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности государства. \\\ Расходы государственного бюджета и его доходы не всегда совпадают. Если расходы превышают доходы, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т. е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. \\ Сбалансированный бюджет — это полное покрытие расходов доходами или образование остатков средств, т. е. превышение доходов над расходами. \\\ В условиях дефицита бюджета государство использует следующие источники финансирования: 1. Внутренние источники финансирования бюджета: - поступления средств от реализации гос. ценных бумаг, займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг, а также платежи погашение основной суммы долга по гос. ценным бумага; бюджетные кредиты; - продажа акций, находящихся в гос. собственности; - продажа земельных участков; - изменение остатков средств внебюджетных фондов и бюджетов; - гос. запасы драгоценных металлов и драгоценных камней. 2. Внешние источники финансирования бюджета: - получение кредитов от иностранных государств и м/н организаций, рассрочка платежей по ранее полученным кредитам, реализация внешних облигационных займов Российской Федерации, субъектов РФ и платежи в погашение основной суммы долга по внешним облигационным займам, Лондонскому клубу кредиторов, по коммерческой задолженности, по облигациям внутреннего гос. внутреннего займа, по кредитам Внешэкономбанка, предоставленных Минфином РФ за счет средств ЦБ РФ. \\\ Налоговая политика – основа бюджетного регулирования. \ Налоговая политика - это система государственных мероприятий в области налогов. Она - важнейшая часть экономической политики государства. \\ Своё выражение налоговая политика находит в организации налогообложения, способов взимания, ставках, льготах и т.д. Нало­ги, собираемые государством, аккумулируются в бюджете (бюджетах) и затем перераспределяются и поступают к гражданам, организациям, территориям в виде бюджетных ассигнований. Успешно функционирующая налоговая система — основа нормальной деятельности государства. Функции налоговой системы: фискальная— обеспечение финансированием государственных расходов. Налоги — основной источник доходов государства; регулирующая— обеспечение с помощью налоговой политики изменения системы налогообложения, налоговых ставок, величины налогового бремени, реализации основных целей экономического развития, оптимизации отраслевой и региональной структуры экономики; социальная— поддержание социального равновесия, сглаживание резкого неравенства между доходами отдельных социальных групп.

    7. Денежно-кредитная система. Роль финансов в гос. регулировании национальной экономики. Кредитная политика государства.

    Современная кредитно-денежная система представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления к потребностям развития экономики. \\ Денежно - кредитная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, используемых государством в целях регулирования экономики. Кредитная система служит мощным фактором концентрации и централизации капитала, способствующим быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике. В кредитной системе каждой страны выделяется три звена: 1. Главное положение в кредитной системе занимает Центральный банк (ЦБ). Он является, как правило, государственным учреждением. 2. Коммерческие банки представляют собой центры кредитной системы. Современный коммерческий банк является кредитно-финансовым учреждением универсального характера: он не только принимает вклады населения и предприятий, выдает кредиты, но и выполняет финансовое обслуживание клиентов. 3. Важное место в современной кредитной системе занимают специализированные кредитно-финансовые организации, а именно:а) Инвестиционные банки - занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на этом доход. б) Обширна группа сберегательных учреждений (сберкассы и сбербанки). Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал. в) Страховые компании, для которых характерна специфическая форма привлечения средств – продажа страховых полисов. г) Пенсионные фонды - различаются по организации и управлению, по структуре активов.д)Инвестиционные компании размещают среди мелких держателей свои обязательства (акции) и используют полученные средства для закупки ценных бумаг различных отраслей хозяйства. е) Чековые инвестиционные фонды (ЧИФ) в России являются, в сущности, тоже инвестиционными компаниями. \\\\ Финансы - это сложившаяся в обществе система экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств. Совокупность отношений по поводу использования фондов денежных средств через соответствующие учреждения составляет финансовую систему. Политика, проводимая финансовой системой, называется финансовой политикой. Финансы играют важную роль в ГРЭ и выполняют ряд функций: аккумулирующая состоит в концентрации средств и создании материальной базы существования государства; регулирующая – в стимулировании деятельности хозяйственных субъектов; распределительная - в формировании денежных средств и их использовании через бюджет; контрольная - в обеспечении правильности взимания налогов и их использования по назначению. \\\ Кредитная политика государства нацелена не регулирование объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов. Денежно-кредитное регулирование направлено на достижение равновесия между денежным предложением и спросом на деньги. Основные направления регулирования кредитной политики: государственный контроль над банковской системой; управление государственным долгом; регулирование объёма кредитных операций и денежной эмиссии.

    8. Социальная политика государства. Социальные проблемы государства. Проблема бедности. Проблема занятости. демографические проблемы.

    Под социальной политикой в узком смысле слова чаще всего по­нимают систему государственных мер по поддержанию социально незащищенных слоев населения. \\ В широком смысле слова социальная политика государства должна быть направлена на создание нормальных условий жизни и благоприятных возможностей социального развития всех членов общества,целенаправленную модификацию общественных структур и институтов для достижения поставленных целей. \\\ Субъекты СП – государство и его органы. Объекты СП – население, человек. В зависимости от объекта, уровня и направления принято выделять федеральную, региональную и муниципальную социальную политику. На федеральном уровне задаются стратегические ориентиры СП, на региональном и муниципальном уровнях осуществляется конкретная реализация СП. \\\ Социальные функции государства: обеспечение минимальных социальных гарантий; поддержка активных слоев населения; установление правового пространства в обществе. \\\ Социальная политика затрагивает сферы: труда; потребления; быта; образования; культуры; отдыха; охраны здоровья; социального обеспечения; социальной защиты населения. \\ Она должна ликвидировать или смягчить негативные социальные последствия рыночного хозяйства в стране. \\\ Социальная политика государства в условиях переходного периода может носить как пассивный, так и активный характер. \\\ В настоящее время в России социальная сфера продолжает оставаться в тяжелом состоянии, о чем свидетельствует целый ряд негативных моментов: преимущественно пассивный характер социальной политики; низкая степень координации действий тех органов и служб, которые занимаются решением социальных задач и проблем; неэффективность федеральных законодательных и нормативных актов, регулирующих социальную политику в стране на различных уровнях; недостаточное количество квалифицированных кадров социальных работников и т.д. К наиболее острым социальным проблемам государства относятся: проблема бедности, занятости и демографические проблемы. Под бедностью понимается такое экономическое положение семьи или отдельного индивида, при котором располагаемые ресурсы и средства (деньги, товары, имущество) крайне недостаточны для удовлетворения их минимальных потребностей (питание, одежда, жилье, медицина, образование и др.). \\ Порогом (чертой) бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи (домашнего хозяйства), который обеспечивает физический прожиточный минимум. \\ В России имеют место три важных экономических фактора, влияющих на бедность: снижение среднего уровня денежных доходов населения, низкий уровень минимальных социальных гарантий, возросшее неравенство в распределении доходов. \\ На современном этапе развития России помимо традиционной социальной бедности (многодетные семьи, неполные семьи с детьми и т.д.) существует и экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния. \ При этом факторы, генерирующие экономическую бедность, таковы, что само по себе получение работы трудоактивным населением не может служить источником благосостояния по следующим причинам: нормативно установленный МРОТ не позволяет работникам получать достойное вознаграждение за труд; отсутствие рынка труда в депрессивных регионах (особенно в малых городах и поселках), где экономика определяется небольших кругом предприятий (а зачастую одним - градообразующим) стагнирующих отраслей промышленности. \\\ В России разработана и утверждена Правительством Российской Федерации и реализуется федеральная целевая программа "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации 2002-2010 годы и до 2015 года”. Она состоит из двух этапов: На первом этапе (2002-2010 гг.) реализации Программы намечены меры по уменьшению на 25% число отстающих по основным социально-экономическим показателям субъектов РФ. В результате доля населения с доходами ниже прожиточного минимума будет снижена на 15%. На втором этапе (к концу действия Программы в 2015 году) предусмотрено сократить межрегиональные различия в доходах на душу населения в 3 раза, число отстающих регионов в 2 раза, уменьшить на 25% долю населения с доходами ниже прожиточного минимума. \\\\ Второй проблемой является проблема занятости населения. \\\ Занятость это деятельность не противоречащая Конституции РФ, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей, как правило, приносящих доход или плату. \\ Разработку гос политики занятости следует рассматривать как сложный, многоуровневый процесс, при котором необходимо учитывать самые разные макроэкономические показатели. \\ На занятость влияет общее состояние экономики. Одно из направлений социальной защиты - это борьба с безработицей, создание новых рабочих мест, квотирование рабочих мест для инвалидов, квотирование рабочих мест для молодежи, молодежная практика, поддержка частного предпринимательства, переобучение безработных за счет средств Фонда занятости и т.д. \\\ Основными направлениями государственного регулирования занятости рынка труда являются: - регулирование развития системы рабочих мест; - регулирование спроса на рабочие места; - государственная политика в развитии системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров. \\\ Современное законодательство регулирует вопросы не занятости, а в основном защиты безработных граждан, мало обращается внимания на устранение причин безработицы в стране. \\\ Главными проблема России в области демографии являются: - Уменьшение количества населения России, связанное как с общими для Европы и мира закономерностями, так и тяжелой демографической обстановкой в стране; - Высокая детская смертность, в несколько раз выше, чем в Европе; - Высокая смертность людей трудоспособного возраста, связанная с большим стрессовым прессом в стране, неправильным образом жизни, плохой экологией, с алкоголизмом в громадных размерах; - Серьезной проблемой является распространение наркотиков среди молодого населения и как следствие этого, распространение СПИДа. По неофициальным данным в стране сейчас 4 млн. наркоманов; - Возможной серьезной, хотя и отдаленной угрозой может стать для страны заселение Сибири китайцами, а юга страны выходцами из Азии; - Большой проблемой становится старение населения. Очень скоро одному трудящемуся придется кормить двух пенсионеров. С этой проблемой уже сталкивается благополучная Европа. Выход из этого положения видится такой - увеличение возраста выхода на пенсию, привлечение пенсионеров к работе, уменьшение пенсий (нежелательно). \\\ Численность постоянного населения РФ в 2002 году составила 145182 тыс. человек. При благоприятном сценарии демографического развития к 2050 г население страны уменьшится до 122.6 млн жителей Если же ситуация будет развиваться неблагоприятно, население страны уменьшится до 77,2 млн человек, или почти в 2 раза (на 47%) по сравнению с нынешними показателями.

    9. Международный опыт по регулированию национальной экономики. Экономическая модель США, Китая, Японская модель, Европейская модель.

    При рассмотрении международного опыта регулирования национальной экономики необходимо рассмотреть следующие экономические модели: американскую, европейскую (Швеция), тихоокеанскую (экономика Японии и Китая). \\\ Американская модель. США имеют самый большой в мире ВВП, который достигал 9,3 трлн. долл. Экономический рост наблюдался во всех отраслях экономики. Американские транснациональные корпорации (ТНК) занимают центральное место не только в национальной, но и во всей мировой экономике. В стране преобладает либерально-демократическая модель экономики, для которой характерно весьма незначительное влияние государства (удельный вес госсектора в США - не более 2%) и преобладание частного, транснационального капитала. \\\ Возможные перспективы развития американской экономики: мощное информационное производство (число подключений к сети Интернет растет на 60-100% в год); не менее мощная сервисизация экономики, т.е. доля занятых в сфере услуг растет быстрее, чем удельный вес этой сферы в ВВП; бурное развитие малого и среднего бизнеса, который создает свыше 43% ВВП страны; развитие нового типа корпораций, а именно — креативного, т.е. корпораций, в которых большая часть работников занята интеллектуальной, творческой деятельностью. Все эти тенденции, по мнению экспертов, способны в дальнейшем определить развитие всей мировой экономики. \\\ Термин «Шведская модель» появился в конце 60хх гг. Смешанный характер шведской экономики, сочетание рыночных отношений и государственного регулирования, дополнялся преобладанием частной собственности в сфере производства и обобществлением потребления. \\\ В шведской экономической политике выделялись доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов. \\ В целом шведскую модель можно определить как модель, сочетающую полную занятость населения и стабильность цен. \\ Ведущую роль в производстве товаров и услуг в Швеции играет частный сектор. \ Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное. Шведская модель имеет и свои недостатки: быстрый рост цен, сильная инфляция, низкая производительность труда, слабое влияние на мировую экономику, отсутствие сильных ТНК, низкий интерес иностранных инвесторов к Швеции, относительно простой быт граждан. \\\ Мировой опыт доказал, что богатые и надлежащим образом используемые цивилизационные ресурсы способны во многом компенсировать стране отсутствие ресурсов природных. \\\ Японская модель. Экономическую эффективность Японии, как цивилизационной модели определяют следующие факторы: 1) традиционная патриархально-авторитарная мораль, которая нетерпима к расхлябанности, бесхозяйственности, роскоши как со стороны предпринимательской элиты, так и со стороны наемного труда. Этот фактор обеспечил Японии самую высокую долю накопления в мире 2) конфуцианско-буддистская этика, основанная на таких постулатах, как прилежание, бережливость и жестко регулируемые отношения между людьми. Это структурирует японское общество и на этом базируются все структуры - от корпораций до самого малого бизнеса. 3) огромный авторитет и моральная власть самого государства 4) ориентация на собственные финансовые ресурсы. 5) эффективная внешнеэкономическая модель, основанная на мощном внутреннем рынке. 6) высококвалифицированная рабочая сила: почти 90% рабочих имеют уровень знаний, адекватный бакалавру. \\\ Экономическая модель Китая имеет следующие черты: - ВВП страны достигал 1 трлн. долл. — это в 5 раз больше, чем было в России; - ВВП на душу населения составлял 770 долл., что вдвое меньше, чем в России; - доля сельского хозяйства в ВВП была равна 18%, доля промышленности 51,2%, сферы услуг - 31,5%. \\\ Китай - это индустриально-аграрная страна. \\ Китайская модель отличается очень большим своеобразием. Прежде всего это самая крупная коммунистическая страна и все рыночные реформы проходят под контролем Коммунистической партии. Основные черты китайской модели переходной экономики следующие: 1) наличие мощного государственного сектора - более 60% всей экономики. 2) наличие большого частного и очень эффективного сектора в экономике. 3) наличие мощной контрольной ветви власти. 4) наличие огромного внутреннего рынка и неуклонного роста сбыта в среднем не менее 9-10% в год. 5) непрерывное улучшение экспортной структуры страны. Повышается доля экспорта в США, ЕС, страны Азии, Латинской Америки; 6) наличие большого числа свободных экономических зон. 7) высокая открытость национальной экономики. 8) огромная роль китайской мировой диаспоры. За пределами Китая проживают более 80 млн. китайцев в 140 странах мира. 9) наличие оригинальной финансово-валютной системы, все рычаги которой оказались в руках государства. 10) наличие ярко выраженной социальной направленности модели: забота о малоимущих, молодых семьях, борьба с безработицей, наркоманией, гарантированное жилье, медицина, здравоохранение, социальное обеспечение, и т.д.

    Просмотров: 5029 | Добавил: Lusik | Рейтинг: 0.0/0
    Copyright MyCorp © 2020